Сейчас у всех новогоднее настроение, самое время выкинуть из головы всё и переключиться на что-то другое, на что весь год не хватало времени или желания. Насмотреться до опупения "Уральских пельменей", почитать отложенные статьи о машинах будущего.
Пишут, что будут в них экраны большие, без руля, сама едет, двери шикарные, стулья вращаются, материалы легкие новые, электрическая само собой, и вся машина такая умная-умная. Читаю, и думаю что, да ну какое же это прямо будущее, это скорее немного улучшенное настоящее. По сути все это уже есть. Ничего удивительного. Про автопилот вообще больше юридических проблем, чем технических. В случае аварии хочется иметь кого-то виноватого, чтобы можно было попорицать, осудить и наказать, вот и сидит человечество, ждет, когда современные юристы уйдут, наконец, на пенсию, чтобы новые уже смогли написать законы, касающиеся искусственного интеллекта.
Про будущее сейчас сюдям показывают что-то такое бело-синее, со светящимися лампочками внутри, как в фильме I, Robot или Ex machina, даже BMW i8 сделана в этой стилистике.
Итак, будущее, 2116ый год. Все устройства такие миниатюрные-миниатюрные, автономные и очень эффективные. Все смеются над тем как древние люди пялились в маленький экранчик телефона, болели зимой простудой, громко сморкаясь в платочки, в магазине нужно было стоять в очереди в кассу, а не просто брать что хочешь и получать уведомление о списании со счета на выходе из магаза, в небе, как стаи птиц, летают полицейские и почтовые дроны. И вот, значит, посмеявшись над древними осталыми людьми, человек будущего подходит к собственной машине и собирается куда-то ехать.
Что это будет за машина?
Во-первых, машина будет очень сложна технически и будет иметь тысячи, если не миллионы разных систем, направленных на безопасность и комфорт владельца.
Она будет создана из легкого и прочного материала на полностью автоматическом заводе миллионами миниатюрных роботов.
И тут возникает первый инженерный ньюанс - когда у нас есть миниатюрный робот или механизм, то самое маленькое как мы его можем сделать, это напрямую составить из атомов. Атомы - как конструктор. У них есть палочки и их можно нанизывать друг на друга.
У водорода всего одна палочка и только из него ты ничего не сделаешь. У кислорода - две. Можно, например, сцепить кислород с кислородом и на концы нацепить по водородику. Уже интереснее, но не то. На самом деле самая мощная деталька конструктора имеет аж 4 палочки и из таких деталек можно уже сделать что угодно, а на концы налепить водородов, чтобы свободные палки не торчали.
Называется эта деталька Углерод. Или по-английски, карбон. Он совершенно не зря уже сейчас используется в некоторых люксовых машинах. Пока что технология использования его топорна и примитивна, его не могут сделать монолитным, так как монолитный углерод это алмаз, а просто куски уже слипшегося углеродного конструктора лепят на клей и как-то более-менее прочно получается. А так было бы, конечно, круто иметь алмазный кардан!
Еще четырьмя палочками обладает кремний, но углерод чисто инженерно немного удобнее, хотя бы потому, что его можно прямо из воздуха доставать, что и делают растения.
Ага, значит наши механизмы в машине будут состоять из углеродных наномеханизмов. А как мы будем питать эти механизмы?
Мы не можем прикрепить к ним батарейку, посколько она большая и непонятно как её менять. И провод мы тоже не можем прицепить к ним - он будет огромным, еще больше, чем механизм и просто порвется в один момент. Мы должны поместить наши механизмы в жидкость, где они смогут плавать, взаимодействовать друг с другом и получать какую-то энергию для работы.
Опаньки, получается, что наша мегамашина обязана частично состоять из воды, как наиболее подходящей жидкости для углеродных механизмов, а механизмы не смогут быть жестко скреплены друг с другом.
Машина будет мягкой на ощупь! То есть она может иметь твердую оболочку, как панцирь, но механизмы внутри нее будут мягкими. Правда, панцирь, особенно размером с машину, достаточно тяжел, и можно обеспечить ту же прочность внутренней рамой-скелетом, поэтому да, машина будет мягкой на ощупь.
Если мы нагреем нашу машину, то тепловое движение молекул просто разломает миниатюрные механизмы, а если охладим, то взаимодействие наномеханизмов сломается. Нам понадобится система терморегуляции. Машина обязана быть теплой и мягкой, её нельзя выключить, по сути она становится живой.
Единственный способ построить такой сложный механизм - это самовоспроизводящиеся нанороботы, которые могут производить других роботов, в том числе и себя. Машина будет выращиваться, как растение! Завод будущего это что-то вроде оранжереи, где на деревьях и грядках растут машины и мотоциклы.
Люди будут получать машину, которую нельзя выключить, её можно только заморозить и погрузить в анабиоз. Машина сможет сама себя чинить, но при этом без питания она может умереть. Она должна иметь нервную систему, чтобы обнаружать поломки, она должна иметь ДНК и механизмы починки сломанных механизмов на основе ДНК. Чтобы управлять всем и делать это энергоэффективно, она должна иметь мозг. Она даже может дрожжать когда замерзнет, чтобы согреться.
Я понимаю, что это какая-то хиппи-утопия. Можно подумать, что я горожу какую-то ересь про то, что люди должны жить в гармонии с природой и т.д.
Нет, просто у миниатюризации есть некоторые технические издержки и при достаточном уровне продвинутости механизма, он станет почти неразличим с живым.
Я вообще не очень люблю тех, кто разводит заботу о природе. Миниатюрные нанотехнологии будущего так органично впишутся в природу, что вместо торможения прогресса какими-то дурацкими ограничениями по выбросам лучше по-быстренькому проскочить этап индустриально-заводского-небо-коптящего развития и перейти на что-то реально эффективное. История с выбросами СО2 вообще повторится наоборот, лет через 50 его будет скорее дефицит. Это же халявный строительный материал буквально в воздухе. Его становится чуть больше - тут же растения начинают вытаскивать его со страшной силой, а когда какие-нить нанороботы начнут делать то же, то введут наверное даже обязательные выбросы в воздух, чтобы восполнить недостаток CO2.
Машина может, конечно, брать углерод не из воздуха, как растения, а просто буквально накидываться и сьедать что-то или кого-то, как животное, но это одновременно и смешно и неудобно, хотя бы даже как с конём.
На самом деле нет никаких принципиальных инженерных проблем создать коня, заряжаемого от розетки, с интеллектом, превосходящим человеческий, который мог бы менять свой цвет, как хамелеон, и вести беседу в форме песни рассказывая последние новости из интернета во время поездки.
И-го-го. С таким конем и гамнитола не нужна. Возможно, он будет вашим любимым рэп-исполнителем.